Как выбрать монитор

Как выбрать монитор

Покупка нового монитора – один из самых ответственных шагов в модернизации компьютера, ведь он, в отличие от большинства других комплектующих, служит своему пользователю не год и не два, и при этом стоит достаточно дорого. Так что подход «купил – не понравилось – через полгода поменял на другой» тут уже не работает; при покупке монитора крайне желательно «угадать» с первой попытки.

Для чего нужен монитор? Это самый главный вопрос, правильный ответ на который значительно сужает область поисков. Итак, рассмотрим основные области применения монитора.

Для интернета

Здесь все достаточно просто. Можно не гнаться за большими диагоналями и «широкоэкранностью», качество изображения не играет какой-то особой роли, дополнительная функциональность также вряд ли будет востребована. Другими словами, для веб-серфинга подойдет, по большому счету, практически любой из современных мониторов, однако некоторые критерии выбора тут все-таки имеются. Например, такая модель должна позволять регулировать яркость в широких пределах (а точнее, снижать до значений, при которых за монитором можно будет комфортно работать в полной темноте). Также желательно отсутствие мерцания подсветки (вызванное регулировкой яркости с помощью широтно-импульсной модуляции сигнала, или ШИМ) – оно способно вызвать утомляемость глаз при длительной работе.

Для игр

Пожалуй, это единственная область применения мониторов, для которой мы можем посоветовать модели на TN-матрице со временем отклика 2 мс. Небольшие углы обзора в данном случае некритичны, равно как и не самая лучшая цветопередача – все равно изображение в игре имеет мало общего с реальным миром, и легкое отличие в цветах вряд ли будет так уж ощутимо. Зато по времени отклика TN-мониторы до сих пор значительно выигрывают у более качественных, но и более медленных IPS-моделей – а это может быть критично для заядлых геймеров, увлекающихся динамичными играми. Кроме того, только на TN-матрице могут быть мониторы с высокой частотой обновления экрана (120-144 Гц), в то время как мониторы на IPS-матрице предлагают лишь 60 Гц. Применительно к играм это означает ощутимо более высокую плавность движения, ведь какой бы производительной ни была система, сколько fps (frames per second, кадры в секунду) ни выдавала бы она в любимой «стрелялке», визуально IPS-монитор способен показать лишь те самые 60 кадров/сек.

Стоит отметить, что высокая скорость реакции и плавность движения критичны, пожалуй, лишь для заядлых геймеров, и именно они и являются целевой аудиторией игровых мониторов на TN-матрицах. Если же игры лишь один из нескольких вариантов применения домашнего ПК, лучше все-таки остановиться на современном мониторе с IPS-матрицей, ведь его время отклика вполне способно удовлетворить обычного игрока, у которого победа или поражение не зависит от лишней пары миллисекунд.

Для кино

Все современные фильмы выходят в широкоэкранном формате, и именно от этого стоит отталкиваться при выборе «кино-монитора». Главные критерии здесь – родное разрешение не меньше 1920х1080 точек (Full HD), соотношение сторон 16:9 или 21:9. Стоит иметь в виду, что у мониторов с соотношением 16:9 часть фильмов будет идти с небольшими черными полосами сверху и снизу, в то время как у моделей 21:9 – другая часть (преимущественно сериалы и относительно старые киноленты) будут сопровождаться черными полосами по бокам изображения. Качественное изображение при просмотре фильмов играет большую роль, поэтому выбирать стоит модель с IPS-матрицей – кроме всего прочего, она отличается большими углами обзора, что позволит смотреть кино не только в одиночку.

Для фото

Если монитор нужен для обработки фото, главным критерием выбора будет, естественно, высокое качество изображения здесь не имеет никакого значения время отклика, отсутствие смазов у движущихся объектов, высокая частота обновления и тому подобные параметры. Так что все богатство выбора сужается до моделей на матрицах IPS и PLS, обеспечивающих качественную статичную картинку и высокие углы обзора, причем главный критерий выбора здесь – точность цветопередачи. Если работа с фото предполагается на любительском уровне, то этим, собственно говоря, можно и ограничиться – современные бюджетные модели на матрице e-IPS вполне способны удовлетворить запросы рядового фотолюбителя, который обрабатывает свои снимки, чтобы затем показать их друзьям (или выложить в социальные сети).

Если же монитор покупается как профессиональный инструмент, требования к нему будут предъявляться гораздо более строгие. Так, в нем желательна поддержка аппаратной калибровки, равномерность подсветки (в идеале – еще и наличие в настройках монитора функции «компенсация неравномерности яркости»), минимальное проявление glow-эффекта («засветы» при взгляде под углом). Вопреки распространенному мнению, поддержка расширенного цветового охвата (цветового пространства Adobe RGB) в общем случае необязательна – она требуется лишь при работе с изображениями, которые впоследствии будут отправлены в печать (подготовка материалов для бумажных изданий и т.д.); если же результат работы предназначен исключительно для последующего просмотра на мониторах, раскошеливаться на устройство с расширенным цветовым охватом незачем, вполне достаточно будет стандартного, с поддержкой пространства sRGB.

Какую брать диагональ?

Самый «ходовой» на данный момент размер экрана – 23" с разрешением Full HD. Этого вполне достаточно для подавляющего большинства задач, с которым сталкивается домашний пользователь, плюс такие мониторы, даже с относительно дорогой IPS-матрицей, стоят вполне разумных денег. Широкоэкранное соотношение сторон 16:9 одинаково хорошо подходит как для просмотра кинофильмов, так и для современных игр, к тому же разрешение 1920х1080 точек не предъявляет излишне высоких требований к производительности видеокарты в трехмерных играх.

Своеобразным компромиссом между «народными» диагоналями 23-24" и моделями верхнего ценового диапазона с почти телевизионными экранами в 30" является диагональ 27". И как у любого компромисса, у нее есть свои нюансы – в данном случае это разрешение. Все мониторы этой диагонали делятся на две категории – бюджетные модели с разрешением Full HD (1920х1080 точек) и значительно более дорогие, с WQHD-разрешением (2560x1440 точек). К сожалению, ни один из этих вариантов не является идеальным со всех точек зрения, поэтому при выборе монитора с такой диагональю настоятельно рекомендуется лично познакомиться с обоими вариантами, чтобы после покупки не было неприятных сюрпризов. С одной стороны, Full HD-модели показывают HD-видео «пиксель в пиксель» и не слишком нагружают видеокарту в «тяжелых» трехмерных играх, но при этом размер точки на таких экранах настолько велик, что люди с острым зрением будут отчетливо видеть отдельные пиксели. С другой стороны, WQHD-модели демонстрируют гораздо более «плотное» и четкое изображение, однако размер точки при этом оказывается настолько мал, что пользователям для комфортной работы в Windows порой приходится увеличивать размер системного шрифта.

Если экран с соотношением сторон 16:9 кажется слишком «узким», стоит присмотреться к мониторам с соотношением 16:10 – таких моделей гораздо меньше, однако они по-прежнему выпускаются всеми основными производителями. Эту группу мониторов можно разделить на две основные категории – бюджетные модели на TN-матрице с диагональю 22" и более дорогие устройства 24", преимущественно на IPS-матрицах. Соотношение 16:10 энтузиасты называют «компьютерным» широким форматом – в отличие от «кинематографического» 16:9, оно ориентировано в первую очередь на компьютерные приложения и игры, а не кино, поскольку позволяет уместить на экране больше информации по вертикали.

В последнее время появляется все больше моделей со «сверхширокоформатным» соотношением сторон 21:9 (близким к кинематографическому анаморфированному формату CinemaScope). На таких мониторах будут отображаться «кадр в кадр» даже те фильмы, которые идут с черными полосами на обычных широкоэкранных моделях, однако часть фильмов получат аналогичные полосы по бокам изображения. При работе за ПК такой формат позволит открывать одновременно два приложения на экране и отказаться от двухмониторной конфигурации. Впрочем, формат 21:9 в компьютерной системе – весьма специфичный и выбирать его нужно только после «очного» знакомства. На данный момент такие мониторы представлены в трех вариантах: с разрешением 2560х1080 точек и диагоналями 25" и 29", и с разрешением 3440х1440 точек и диагональю 34". Первый вариант из-за своих размеров и разрешений лучше подходит для просмотра кино и компьютерных игр, поскольку для двухэкранной конфигурации системы будет оптимальнее остановиться на двух обычных мониторах (как с точки зрения полезной экранной площади, так и цены). А вот 34-дюймовый монитор уже может полностью заменить два обычных дисплея, поэтому единственным «ограничителем» при его покупке может стать разве что его стоимость.

Стоит ли переплачивать за 4K?

Прямо сейчас – только если для вас это «не деньги». Конечно, сверхвысокая плотность пикселов живьем выглядит очень эффектно, картинка на таких мониторах гораздо более «плотная», шрифты – очень гладкие, а в играх можно не использовать сглаживание изображения… Но дается это пока что слишком высокой ценой как для рядового покупателя. К тому же стоит учитывать, что с 4K-мониторами нормально работать научилась лишь Windows 8.1 – в предыдущих версиях этой ОС масштабирование приложений работает гораздо хуже. Ну а для игровой системы вам наверняка понадобится топовая видеокарта, и скорее всего, не одна – современные игры в 4K-разрешении даже на мощных ПК идут, мягко говоря, не быстро.

Чем отличаются разные типы матриц?

В современных ЖК-мониторах используются три основные технологии изготовления матриц: TN+film, IPS и MVA. TN+film (которую часто сокращают до TN) – самая старая из всех, изготовленные на ее основе дисплеи обладают наименьшими углами обзора и худшей цветопередачей, зато они недороги в производстве плюс у них самое малое время отклика, что позволяет использовать такие мониторы в игровых системах.

Технология IPS представляет собой качественную альтернативу TN+film: IPS-мониторы обладают гораздо большими углами обзора и значительно более высоким качеством цветопередачи, однако время отклика у них сравнительно велико, к тому же они дороже в производстве. Аналогом IPS является технология PLS, представленная компанией Samsung и используемая в мониторах ее производства.

Технология MVA разрабатывалась как своеобразный компромисс между TN+film и IPS как по стоимости, так и по качеству: мониторы с такими дисплеями незначительно уступают IPS-моделям по углам обзора, зато предлагают глубокий черный цвет и сравнительно малое время отклика.

Какие разъемы должны быть в мониторе?

Все зависит от того, какие устройства к нему планируется подключать. Если только компьютер – то вполне достаточно будет одного DVI или HDMI, на выбор. Если же вдобавок он будет использоваться для подключения игровой консоли – то потребуется либо два порта HDMI, либо DVI плюс HDMI. Учитывая, что монитор, как правило, покупается не на один год, лучше перестраховаться и выбирать модель с избыточным (на момент покупки) количеством входов.

А что насчет типа подсветки?

Популярная ранее CCFL-подсветка (люминесцентная лампа с холодным катодом) уже осталась в прошлом – ей на смену пришла LED-, или светодиодная подсветка, у которой сейчас существует два основных варианта.

Первый, используемый практически во всех современных мониторах, это краевая (с расположенными по периметру экрана светодиодами) White-LED-подсветка (W-LED, WLED). Она недорога в производстве, отличается низким энергопотреблением и позволяет создавать тонкие мониторы, которые к тому же почти не греются. К ее недостаткам можно отнести невозможность ее использования в мониторах с расширенным цветовым охватом (что совершенно некритично для подавляющего большинства пользователей), а также определенную сложность в получении равномерности подсветки.
Второй тип LED-подсветки, появившийся сравнительно недавно – GB-LED. В отличие от W-LED, в ней используется не один светодиод, а два (зеленый и синий, свет от которых проходит через красный фосфор). Это позволяет создавать на ее базе мониторы с расширенным цветовым охватом, пока что таких моделей совсем немного, они стоят гораздо дороже «обычных» и из-за новизны технологии не лишены некоторых «детских болезней».

Глянцевый или матовый?

Исключительно вопрос вкуса. У матового экрана отсутствуют раздражающие многих блики, зато появляется так называемый «кристаллический эффект» (он же «песок») – вызванное использованием антиглянцевого покрытия проявление едва заметной зернистости однотонного изображения. Как показывает опыт, часть пользователей его вообще не замечает, часть – видит, но не считает это каким-то серьезным недостатком, однако есть и такие, кто не может с этим эффектом мириться. В таком случае стоит обратить внимание на мониторы с глянцевым экраном, у которого нет кристаллического эффекта (плюс черный цвет получается более глубоким, что положительно сказывается на насыщенности фото). Однако у глянца есть свой недостаток – блики. В зависимости от освещенности и окружающей обстановки, глянцевый монитор может превратиться в «зеркало», особенно при просмотре темного изображения.

Своеобразным компромиссом между этими двумя типами покрытия выступает так называемый «полуглянец» (в английском встречаются названия semigloss и light coating). Экран с таким покрытием при взгляде «в упор» выглядит почти как обычный матовый, но при отклонении в сторону начинают проявляться зеркальные свойства поверхности. Достоинства такого «полуглянца» – отсутствие кристаллического эффекта и почти полное отсутствие бликов, недостаток – отражательная способность у него все-таки несколько выше, чем у «настоящего» матового экрана (так что очень контрастный объект, стоящий за спиной пользователя, на таком экране все-таки может проявиться в виде неясного контура).

Плоский или изогнутый?

В последнее время начинают появляться модели с изогнутым («впуклым») дисплеем. Хоть смотрится это и очень непривычно, на деле работать за таким монитором может оказаться комфортнее, чем за обычным плоским – особенно при большой диагонали и широком формате экрана. Дело в том, что в случае работы за плоским дисплеем пользователь смотрит на разные участки экрана под разным углом, и находятся они на разном расстоянии – края оказываются чуть дальше, чем центр. В итоге глазам приходится то и дело перефокусироваться, да и качество картинки будет хоть немного, но отличаться. Этот неприятный эффект минимизируется, если края экрана загнуты – изображение на них становится ближе, да и угол зрения оказывается ближе к перпендикуляру. Сильнее всего, разумеется, это ощущается в ситуациях, когда взгляд надо то и дело переводить от центра к краям – например, в компьютерных играх, при просмотре кино или при чтении текста «от края до края». Так что если монитор приобретается для таких задач, и при этом планируется покупка модели с большой диагональю и соотношением сторон 16:9, а то и 21:9, имеет смысл обратить внимание на изогнутые дисплеи и как минимум попробовать их «живьем» - вполне возможно, после такого эксперимента вопрос покупки будет решен в их пользу.

А может, лучше телевизор?

Может быть… но вряд ли. Конечно, идея получить огромную, по компьютерным меркам, диагональ за относительно небольшую сумму – весьма привлекательна, однако недостатков у такого решения тоже хватает. Во-первых, нормально разместить на рабочем месте рядом с компьютером телевизор с диагональю 32-40" – само по себе проблематично. Во-вторых, смотреть на экран телевизора с типичного для компьютерного монитора расстояния, мягко говоря, некомфортно – его придется отодвинуть хотя бы на метр-полтора.

Один из основных недостатков телевизоров – низкая, по компьютерным меркам, плотность пикселов – в последнее время, с появлением 4K-моделей, уже не так актуален. Впрочем, минимальная диагональ таких телевизоров составляет внушительные по компьютерным меркам 40", да и стоят они все еще заметно дороже обычных FullHD-моделей. И последний момент – задержка ввода, или input lag. У телевизоров, как правило, этот параметр заметно выше, чем у мониторов, особенно если в них используются какие-либо технологии улучшения изображения. Проявляется он в том, что изображение на экране реагирует на действия пользователя не мгновенно, а с незначительной (несколько десятков миллисекунд) задержкой. Конечно, в ряде телевизоров есть специальный «игровой» режим, в котором алгоритмы обработки изображения отключаются, что позволяет значительно снизить задержку ввода, однако даже в таком случае она остается выше, чем у компьютерных мониторов – и это может ощущаться в динамичных играх, например, сетевых шутерах.

Какая дополнительная функциональность может быть у монитора?

Самая разнообразная. Монитор занимает центральное место на рабочем столе, поэтому неудивительно, что производители оснащают его дополнительной функциональностью, позволяющей расчистить окружающее его пространство от лишних устройств.

Так, достаточно большая часть мониторов оснащается встроенными динамиками – причем не только модели для домашнего использования, но и офисные. По качеству звучания они, разумеется, не могут соперничать с полноценной акустической системой, однако для типичных задач вроде голосового общения в Skype или просмотра видео на YouTube их будет вполне достаточно.

Встроенная веб-камера встречается гораздо реже (это все-таки скорее прерогатива ноутбуков), однако несколько моделей с такой функциональностью все же доступны.

Очень полезным будет наличие в мониторе USB-концентратора – это значительно облегчит подключение к компьютеру внешних накопителей и прочей USB-периферии. Отрадно, что в последнее время все большую популярность получают модели с поддержкой USB 3.0 – это позволяет в полной мере пользоваться преимуществами скоростных жестких дисков, оснащенных таким интерфейсом. Вместе с портами USB некоторые производители оснащают свои мониторы SD-кардирдерами, что по достоинству оценят владельцы фотокамер, использующих монитор для обработки фото.

ОС Windows 8 оптимизирована под использование на системах с сенсорным вводом, и хоть этот факт пользователями был принят несколько прохладно, производители мониторов все же выпустили ряд моделей с сенсорным экраном.

Режим 3D так и не получил сколько-нибудь заметного распространения – все-таки для него нужны большие диагонали, на сравнительно малом компьютерном дисплее трехмерное изображение не впечатляет так, как на телевизоре с диагональю от 50" и выше (и уж тем более не идет ни в какое сравнение с каким-нибудь IMAX 3D). Тем не менее, мониторы с поддержкой 3D есть, и сравнительно немало. Как и в случае с телевизорами, для просмотра 3D используются очки, которые могут быть как пассивными (поляризационными), так и активными (с ЖК-затворами). Принцип их работы и, соответственно, достоинства/недостатки аналогичны таковым у телевизионных 3D-очков (отсутствие мерцания, но чересстрочная картинка и сравнительно небольшая глубина сцены в первом случае, и мерцающее, но более плотное изображение с более ярко выраженной глубиной – во втором). Единственный нюанс, который следует учитывать при выборе 3D-монитора – это что тип очков жестко привязан к типу матрицы монитора. Так, затворные очки могут использоваться только с TN-моделями, которые могут обеспечить частоту обновления экрана в 120 Гц, в то время как с более медленной IPS-матрицей применяются лишь поляризационные очки. И еще одно – если поляризационные очки обычно идут в комплекте с телевизором, то значительно более дорогие затворные, скорее всего, придется приобретать отдельно.

На что смотреть при покупке

Конечно, в идеальном случае монитор перед покупкой желательно проверить в работе, причем именно тот экземпляр, который вы заберете из магазина.

У монитора на TN-матрице стоит сразу же проверить углы обзора – понятно, что они будут гораздо хуже, чем у IPS, однако и на TN есть как модели с достаточно приличными углами, так и такие, где искажения цветопередачи и перепады яркости наблюдаются даже без отклонения от «центральной точки».

Если вы любите сидеть за компьютером в полумраке или с приглушенным освещением, проверьте, не слишком ли высокая яркость у монитора на минимальном значении – по этому параметру современные модели отличаются порой в несколько раз, поэтому шанс попасть на монитор, за которым можно комфортно работать только при стандартном офисном освещениивполне реален.

Еще один не самый очевидный параметр, который следует проверить у нового монитора – мерцание подсветки. Дело в том, что изменение яркости в современных мониторах может осуществляться двумя разными способами – регулировкой напряжения и высокочастотным мерцанием ламп подсветки (широтно-импульсная модуляция, или ШИМ). Для обычного пользователя различие между двумя этими вариантами простое – от мерцающей подсветки глаза быстро устают и начинают болеть, чего, как правило, не наблюдается при работе за монитором без ШИМ. Без специального оборудования, на глаз, определить наличие ШИМ можно с помощью «карандашного теста» – зажав двумя пальцами карандаш или ручку с одного конца, им быстро размахивают на фоне экрана; при наличии ШИМ проявится стробоскопический эффект и будут видны несколько четких силуэтов карандаша, в то время как у монитора без ШИМ пользователь будет наблюдать однородный полупрозрачный шлейф от быстро движущегося предмета. Другой способ определить мерцание подсветки – с помощью смартфона. На нем запускается приложение камеры, которая наводится на белый фон на мониторе – при мерцающей подсветке на экране смартфона на изображении появятся темные полосы. Да, проверять монитор на наличие ШИМ лучше на минимальной яркости – чем выше этот параметр, тем слабее ощущается мерцание, а на максимальном уровне оно пропадает вовсе.

Проверить монитор на битые пиксели можно, выведя на экран однотонные картинки разных цветов с помощью одной из специальных программ (либо просто заранее подготовив файлы в графическом редакторе), после чего внимательно осмотреть каждый квадратный сантиметр экрана на предмет черных или, наоборот, светящихся другим цветом точек.

Итоги

Приобретение нового монитора – один из самых ответственных шагов в модернизации ПК, но одновременно и один из самых «наглядных» – удачная покупка будет радовать пользователя не в пример сильнее (и дольше) нового жесткого диска или корпуса.

Надеемся, наше руководство поможет вам не ошибиться в выборе.

2017-08-12 12:38:53
0
306